"Освітній портал"
  ДопомогаПравила    ДопомогаДопомога   ПошукПошук   Список учасниківСписок учасників   ГрупиГрупи   ЗареєструватисьЗареєструватись 
 ПрофільПрофіль   Увійти, щоб переглянути приватні повідомленняУвійти, щоб переглянути приватні повідомлення   ВхідВхід 

Синтезированная новая МНП компетентность

 
Нова тема   Відповісти    Освітній форум -> Статті
Попередня тема :: Наступна тема  
Автор Повідомлення
kozubtsov
Студент


З нами з: 14.09.09
Повідомлень: 53
Звідки: Чернігівська обл.

ПовідомленняНаписане: 07.10.2012 23:56    Тема повідомлення: Синтезированная новая МНП компетентность Відповісти цитуючи

Синтезированная междисциплинарная научно-педагогическая компетентность поможет научить учиться

к.т.н., профессор РАЕ Козубцов И.Н.
Научный центр связи и информатизации Военного института телекоммуникаций и информатизации Национальный технический университет Украины
«Киевский политехнический институт», Украина


Постановка проблемы и связь ее с важными научными заданиями. В современных условиях, когда на нас лавинообразно обрушиваются потоки информации и появляются все более сложные трансдисциплинарные комплексы знаний, встает актуальной насущная задача непрерывного обучения. Обучающийся - это не пустой контейнер, который государство посредством учебного заведения наполняет фактами и данными. Обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей ученика, кооперативной совместной творческой деятельности учителя и ученика, в результате которой изменяются они оба. Достижение нового качества жизни в XXI веке возможно при неотложной реформе существующих методов образования и воспитания. Как говорил родоначальник современной эволюционной эпистемологии Конрад Лоренц, жизнь – есть познание. А научиться жить – значит научиться учиться. Сегодня человек, будь то юноша или умудренный жизненным опытом старик, ежедневно и ежечасно оказывается погруженным в огромные потоки информации, питаемые растущим книжным миром, радио, телевидением, прессой, Интернетом.
Эпоха ученых-энциклопедистов и мыслителей-универсалов безвозвратно ушла в прошлое. Универсализм личности состоит сегодня не в объеме удерживаемых в памяти сведений и не в массиве оперируемых знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в океане информации. Это предполагает также создание жестких личностных фильтров – четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Главное – не знать, а знать, как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Главное уметь находить путь к знанию, путь поиска решения и уметь делать по этому пути первые шаги [1].
Анализ последних исследований и публикаций. Методологическим и теоретическим аспектам компетентносного подхода применимого к результатам обучения большого внимания уделили в своих исследованиях ученые и практики: И. Бабин, Н. Бибик, Ж. Делор, И. Зимняя, И. Зязюн, П. Згага, Н. Кузьмина, Я. Кузьминов, М. Ларионова, В. Кушнир, В. Тихомиров, Л. Пуховська, Н. Радионова, В. Сухомлин, А. Хуторской и др. С этих робот можно понимать компетентность как "способность человека решать профессиональные задачи определенного класса, которые требует наличия у него реальных знаний, умений и навыков. Компетентность оказывается в практике профессиональной деятельности как системная характеристика и имеет четко определенную структуру" [2, с. 14]. Это понятие имеет особенности, которая отличает ее от понятий, – "знание", "умение", "навыки": интегрированный характер, соотношение с ценностно-смысловыми характеристиками личности, ориентированность на практику [3, с. 5].
Формулировка целей статьи. Целью статьи является рассмотрение, что же такое междисциплинарная научно-педагогическая компетентность ученого ее предназначение.
Основной материал исследования. Компетентность – сложная интегрированная характеристика индивида, под которой понимают совокупность знаний, умений, новичок, отношения, а также опита, что вместе дает возможность эффективно проводить дельность или выполнять определенные функции, обеспечивая решение проблем и достижение определенных стандартов в области профессии или виде деятельности [4, с. 18]. Понятия "компетенции" определяют до сих пор по-разному. Ее трактуют как социально закреплений образовательный результат, как способность индивидуума, основа реализации человеком на практике своей компетентности [5]. Согласно определению ЮНЕСКО, образование являет собою процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей до саморазвития, связанного с формированием когнитивных (learning to know – учится знать, профессионально-методическая компетентность), деятельностных (learning to do – учиться делать, компетентность в плане деятельности, превращения задуманного в жизнь), коммуникативных (learning to live together – учиться жить вместе, социально-коммуникативная компетентность) и мировоззренческих (learning to be – учиться быть, компетентность в плане индивидуума) компетентностей [6, с. 37]. Образование основывается на компетентности, базируется на описи, изучении и демонстрации знаний, навыков, поведения и отношений, которые требуются для определенной роли, профессии или карьеры [7, с. 24].
Советом Европы принята модель общих ключевых компетентностей, которыми должен обладать молодой европеец [8, с. 156; 9]. Исследовав эти ключевые компетентности [7, 8], предложено выделить из них наиболее важную компетентность – научно-педагогическую рис. 1, а).

Рис. 1. Фрагмент появления перспективной междисциплинарной научно-педагогической компетентности

Поскольку универсализм личности состоит сегодня не в объеме удерживаемых в памяти сведений и не в массиве оперируемых знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в океане информации, в создании жестких личностных фильтров – четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Поэтому синтезированная научно-педагогическая компетентность позволит научиться учиться. Главное – не знать, а знать, как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Главное уметь находить путь к знанию, путь поиска решения и уметь делать по этому пути первые шаги.
Условно научно-педагогическая компетентность состоит из двух составляющих: научной и педагогической компетентности.
Научная составляющая компетентность отвечает за ориентирование в океане информации, поиск ответа на возникающие жизненные вопросы.
Педагогическая составляющая компетентность отвечает за формирования собственной системы знаний. Важно уметь знания передавать, чтобы они не были утеряны навсегда.
Наблюдаемая междисциплинарная направленность исследований навела на мысль о включении в перечень ключевых компетентностей – междисциплинарную. Таким образом, совокупности общепринятых компетенций позволило синтезировать междисциплинарную научно-педагогическую компетентность (рис. 1, б).
Междисциплинарная компетентность позволит расширить возможности ориентации ученым и молодежи в океане информации. При более подробном рассмотрении синтезированной компетенции имеет место и научно-организационная компетенция, которая координирует взаимодействие в средине синтезированной компетенции (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент синтезированной междисциплинарной научно-педагогической компетентности

Выводы из исследования. Таким образом, мы образуем междисциплинарную научно-педагогическую компетентность, которую и будем использовать, и исследовать в диссертационном исследовании [10].
Безусловно, предложенная междисциплинарная научно-педагогическая компетентность не заменит и не подменяет всю совокупность компетентностей в принятой Советом Европы модели общих ключевых компетентностей, которыми должен обладать молодой европеец [8, с. 156; 9], а позволяет при минимальных требованиях обеспечить современно образовательную концепцию long-life-learning (образование сквозь всю жизнь).
Литература1. Князева Е. Научись учиться. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://spkurdyumov.narod.ru/knyazevalena33.htm.
2. Зязюн І.А. Філософія педагогічної якості в системі неперервної освіти // Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка. – 2005. – № 25. – С. 13 – 18.
3. Проектирование образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной системы зачетных единиц / Под ред. Е. И. Моисеева и В. В. Тихомирова. – http://www.academy.fsb.ru/icccs/1251/v_01.doc, 20.07.2006 р.
4. Пометун О.І. Формування громадянської компетентності: погляд з позиції сучасної педагогічної науки // Вісник програм шкільних обмінів. – 2005. – № 23. – С. 18-24.
5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.urorao.ru, 25.10.2005 р.
6. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. – UNESCO, 1996. – С. 37.
7. Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ООН по вопросам образования, науки и культуры / ЮНЕСКО. – 1995. – 49 с.
8. Горобець С.М. Теоретичні моделі компетенцій майбутніх економістів // Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка. – 2005. – № 25. – С. 156 – 158.
9. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe: Report of the Symposium Berne, Switzerland, 27-30 March 1996 / Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg. – 1997. – Р. 11.
10. Козубцов І.М. Філософія формування міждисциплінарної науково-педагогічної компетентності вчених // Наука и образование : сб. тр. Международный научно-методический семинар, 13 – 20 декабря 2011 г., г Дубай (ОАЭ) – Хмельницкий: Хмельницкий национальный университет, 2011. – С. 120 – 122. – (укр., рус., англ.). – ISBN 978-966-330-133-4.[/img]
Догори
Переглянути профіль користувача Відіслати приватне повідомлення Відвідати сайт учасника AIM Yahoo! Messenger MSN
Показувати:   
Нова тема   Відповісти    Освітній форум -> Статті Ваш часовий пояс: GMT + 2 Години
Сторінка 1 з 1

 
Перейти до:  
Ви не можете писати нові повідомлення в цю тему
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі
Ви не можете редагувати ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете видаляти ваші повідомлення у цьому форумі
Ви не можете голосувати у цьому форумі


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Ukrainian translation © 2005-2006 Serhiy Novosad